Целью обучения: обновление имеющихся теоретических и практических знаний в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач, формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки.
После завершения обучения врач-фтизиатр должен знать:
- Законодательство Российской Федерации в сфере здравоохранения по вопросам организации фтизиатрической помощи;
- Нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие деятельность фтизиатрической помощи;
- Основы организации лечебно-профилактической помощи в больницах и амбулаторно-поликлинических учреждениях, скорой и неотложной медицинской помощи, медицины катастроф, санитарно-эпидемиологического и лекарственного обеспечения населения;
- Организационно-экономические основы деятельности учреждений здравоохранения и медицинских работников в условиях бюджетно-страховой медицины;
- Основы, медицинской этики и деонтологии;
- Правовые вопросы фтизиатрии;
- Общие принципы и основные методы клинической, инструментальной и лабораторной диагностики функционального состояния органов и систем человеческого организма;
- Основы международной классификации болезней;
- Правила оказания неотложной медицинской помощи;
- Правила внутреннего трудового распорядка; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты;
- Современные направления развития медицины и фтизиатрии, как самостоятельной клинической дисциплины;
- Современные методы профилактики, диагностики, лечения и реабилитации;
- Стратегию, задачи, организацию, штаты и оснащение всей структуры в фтизиатрии;
- Основы нормальной и патологической физиологии органов и систем, состояние метаболизма и показателей гомеостаза;
- Анатомо-физиологические особенности детского возраста, новорожденных и недоношенных детей, пожилого и старческого возраста с точки зрения фтизиатрии;
- Основы клинической фармакодинамики и фармакокинетики средств, применяемых во фтизиатрии;
- Задачи и роль врача общей практики в системе борьбы с туберкулезом, в проведении противотуберкулезных мероприятий;
- Роль социальных и экономических факторов в возникновении и распространении туберкулезной инфекции и их значение в организации лечебно-профилактической помощи больным туберкулезом;
- Источники и пути распространения туберкулезной инфекции, факторы увеличения риска инфицирования микобактериями туберкулеза и заболевания туберкулезом взрослых и детей;
- Факторы риска внутрибольничной инфекции;
- Патоморфологические, иммунологические, биохимические изменения у людей при инфицировании микобактериями туберкулеза и заболевании туберкулезом;
- Клинические симптомы, физикальные, микробиологические, рентгенологические, иммунологические признаки, характерные для туберкулеза у взрослых и детей;
- Обязательный комплекс диагностических методов, используемых при обследовании на туберкулез у взрослых и детей;
- Методы выявления больных туберкулезом среди взрослых, детей и подростков;
- Методы специфической и санитарной профилактики туберкулеза у взрослых и детей;
- Организационные формы лечения больных туберкулезом, перечень противотуберкулезных препаратов, показания к их назначению;
- Необходимый комплекс лечебных мероприятий при осложнениях туберкулеза легочным кровотечением, спонтанным пневмотораксом, побочными реакциями на противотуберкулезные препараты;
- Содержание совместной работы терапевта и фтизиатра;
- Правила оформления медицинской документации;
- Порядок проведения экспертизы временной нетрудоспособности и медико- социальной экспертизы;
- Принципы планирования деятельности, форм учета и отчетности в фтизиатрии.
После завершения обучения по программе врач-фтизиатр должен уметь:
- Применить на практике знания основ законодательств по организации фтизиатрической помощи на основе действующих нормативных и правовых документов;
- Оформлять необходимую медицинскую документацию, проводить учет и анализ фтизиатрической работы;
- Составить план обследования пациента с целью диагностики или исключения туберкулеза и оценить его примерную стоимость;
- Проводить расспрос пациента и его родственников, проводить физикальное обследование больного, формулировать заключение о состоянии здоровья пациента и предварительный диагноз, оформлять медицинскую документацию по результатам обследования;
- Исследовать под световым микроскопом мазки мокроты для обнаружения микобактерий туберкулеза и оценивать результаты бактериоскопического и бактериологического исследования;
- Обнаружить, оценить и описать патологические изменения, выявляемые лучевыми методами исследования у больных туберкулезом;
- Определить показания и оценить результат кожно-аллергической пробы Манту и Диаскинтеста;
- Определить показания и противопоказания к проведению противотуберкулезной вакцинации, ревакцинации и оценить течение прививочной реакции при внутрикожном введении вакцины БЦЖ. Определить показания к проведению химиопрофилактики туберкулеза;
- Определить показания к проведению антибактериальной терапии, оценить ее переносимость и при необходимости произвести назначения для устранения побочных реакций лекарств;
- Диагностировать неотложные состояния у больных туберкулезом и оказать им первую врачебную помощь;
- Установить тип очага туберкулезной инфекции и составить план мероприятий по его оздоровлению;
- Решать общие деонтологические вопросы, связанные с обследованием и лечением больного туберкулезом;
- На основе анализа статистических показателей определять перечень организационных, лечебных и профилактических мероприятий и разрабатывать меры по их внедрению для улучшения здоровья населения;
- Проводить анализ случаев расхождения диагноза, отсутствия или низкой эффективности терапии, выявить ошибки и осуществить мероприятия по повышению эффективности и качества лечебной работы;
- Планировать свою работу и анализировать показатели своей деятельности;
- Соблюдать правила внутреннего распорядка, противопожарной безопасности, техники безопасности и санитарно-гигиенического режима;
- Оперативно принимать меры, по устранению нарушений техники безопасности, создающих угрозу деятельности лечебно-профилактических организаций (далее – ЛПО), его работникам, пациентам и посетителям.
После завершения обучения врач-фтизиатр должен владеть навыками:
- Выявления туберкулеза органов дыхания на основании данных анамнеза, клиники, рентгенологического и лабораторного исследования;
- Постановки диагноза туберкулеза на основании анамнеза, клиники, визуального, рентгенологического и лабораторного исследования;
- Проведения лечения больного туберкулезом в условиях специализированного стационара;
- Техникой плевральной пункции;
- Техникой спинномозговой пункции;
- Оказания догоспитальной медицинской помощи при легочном кровотечении и спонтанном пневмотораксе;
- Проведения противоэпидемиологических мероприятий при выявлении больного с открытой формой туберкулеза;
- Формирования диспансерных групп и наблюдение за ними;
- Подсчета основных статистических показателей (инфицированность, заболеваемость, смертность, болезненность);
- Методикой обследования больного туберкулезом легких;
- Методикой оценки пробы Манту с 2 ТЕ и Диаскинтест;
- Методикой чтения рентгенограмм, томограмм и флюорограмм при различных формах туберкулеза легких;
- Методикой своевременного выявления туберкулеза легких у детей и взрослых;
- Методикой проведения санитарно-просветительской работы среди больных туберкулезом легких (провести одну беседу на медицинскую тему в палате);
- Оформления медицинской документации, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Учебный план
Повышение квалификации по специальности Фтизиатрия, 150 часов.
МОДУЛЬ 1. ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА. 1.1. Общие сведения. 1.2. Развитие органов дыхательной системы человека. 1.3. Область носа. 1.4. Околоносовые пазухи. 1.5. Гортань. 1.6. Трахея и бронхи. 1.7. Легкие. 1.8. Плевра и средостение.
МОДУЛЬ 2. ФИЗИОЛОГИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ. 2.1. Физиология дыхания. 2.2. Газообмен в легких и перенос газов кровью. 2.3. Нарушения функций дыхания и механизмы их компенсации. 2.4. Регуляция дыхания. 2.5. Нарушения регуляции дыхания и механизмы их компенсации.
МОДУЛЬ 3. ПАТОФИЗИОЛОГИЯ ТУБЕРКУЛЕЗА. 3.1. История развития туберкулеза. 3.2. Этиология туберкулеза. 3.3. Патогенез и патоморфология туберкулеза. 3.4. Иммунология и генетика. 3.5. Эпидемиология туберкулеза. 3.6. Основные принципы диагностики.
МОДУЛЬ 4. МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ БОЛЬНОГО ТУБЕРКУЛЕЗОМ. 4.1. Клинические методы исследования. 4.2. Исследования периферической крови. 4.3. Микробиологические методы исследования. 4.4. Лучевые методы исследования. 4.5. Инструментальные методы исследования. 4.6. Цитологические методы исследования. 4.7. Функциональные методы исследования. 4.8. Туберкулинодиагностика. 4.9. Исследование функции внешнего дыхания.
МОДУЛЬ 5. ОСНОВНЫЕ КЛИНИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ТУБЕРКУЛЕЗА. 5.1. Туберкулез у детей и подростков. 5.2. Первичный туберкулезный комплекс. 5.3. Туберкулез внутригрудных лимфатических узлов. 5.4. Диссеминированный туберкулез легких. 5.5. Очаговый туберкулез легких. 5.6. Инфильтративный туберкулез легких. 5.7. Казеозная пневмония. 5.8. Туберкулема легких. 5.9. Кавернозный туберкулез легких. 5.10. Фиброзно-кавернозный туберкулез легких. 5.11. Цирротический туберкулез легких. 5.12. Туберкулезный плеврит (в том числе эмпиема). 5.13. Туберкулез бронхов, трахеи, верхних дыхательных путей. 5.14. Туберкулез органов дыхания, комбинированный с профессиональными пылевыми заболеваниями легких (кониотуберкулез).
МОДУЛЬ 6. ОСЛОЖНЕНИЯ ТУБЕРКУЛЕЗА ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ. 6.1. Инфекционно-токсический шок. 6.2. Кровохарканье и легочное кровотечение. 6.3. Спонтанный пневмоторакс. 6.4. Легочное сердце. 6.5. Амилоидоз внутренних органов.
МОДУЛЬ 7. ТУБЕРКУЛЕЗ ДРУГИХ ОРГАНОВ И СИСТЕМ. 7.1. Туберкулез мозговых оболочек и центральной нервной системы. 7.2. Туберкулез кишечника, брюшины и брыжеечных лимфатических узлов. 7.3. Туберкулез костей и суставов. 7.4. Туберкулез мочевых, половых органов. 7.5. Туберкулез глаз. 7.6. Туберкулез челюстно-лицевой области. 7.7. Туберкулез кожи и подкожной жировой клетчатки.
МОДУЛЬ 8. ТУБЕРКУЛЕЗ ЛЕГКИХ В СОЧЕТАНИИ С ДРУГИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ. 8.1. Туберкулез у ВИЧ-инфицированных и больных синдромом приобретенного иммунодефицита. 8.2. Туберкулез легких и пневмокониозы. 8.3. Туберкулез и хронические неспецифические болезни органов дыхания. 8.4. Туберкулез и сахарный диабет. 8.5. Туберкулез и язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки. 8.6. Туберкулез и алкоголизм. 8.7. Туберкулез и психические заболевания. 8.8. Туберкулез и рак. 8.9. Туберкулез и материнство.
МОДУЛЬ 9. ПРОФИЛАКТИКА ТУБЕРКУЛЕЗА. 9.1. Социальная профилактика. 9.2. Санитарная профилактика. 9.3. Специфическая профилактика.
МОДУЛЬ 10. ЛЕЧЕНИЕ БОЛЬНЫХ ТУБЕРКУЛЕЗОМ. 10.1. Противотуберкулезные препараты. 10.2. Химиотерапия больных туберкулезом. 10.3. Патогенетическое лечение больных туберкулезом. 10.4. Коллапсотерапия больных туберкулезом легких. 10.5. Хирургическое лечение больных туберкулезом.
МОДУЛЬ 11. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНОЙ РАБОТЫ.
Преимущества обучения
Персонализированный подход к каждому клиенту
Новейшие технологии обучения
Экспертный преподавательский состав
Оперативная и адекватная техническая поддержка
Удобный образовательный портал
Возможность оплаты в рассрочку