Цель обучения: подготовка квалифицированного специалиста, обладающего системой общекультурных и профессиональных компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной деятельности в условиях амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской службы.
Программа дает возможность студентам более глубоко изучить наиболее важные разделы ревматологии и получить знания о редко встречающейся патологии среди ревматических болезней.
Подготовка квалифицированного врача-ревматолога, обладающего системой общекультурных и профессиональных компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной деятельности в специализированной области «Ревматология».
По окончании обучения врач должен знать:
– общие принципы оформления рецептов и составления рецептурных прописей лекарственных средств;
– понятия этиологии, патогенеза, морфогенеза, патоморфоза болезни, нозологии, принципы классификации болезней;
– структурные и функциональные основы болезней и патологических процессов, причины, основные механизмы развития и исходов типовых патологических процессов, нарушений функций органов и систем;
– организацию работы среднего и младшего персонала в медицинских организациях;
– этиологию, патогенез и меры профилактики наиболее часто встречающихся ревматических заболеваний; современную классификацию ревматических заболеваний;
– клиническую картину, особенности течения и возможные осложнения наиболее распространенных ревматических заболеваний, протекающих в типичной форме;
– критерии диагноза ревматических заболеваний;
– методы лечения и показания к их применению;
– клинические симптомы суставного синдрома и повреждений околосуставных тканей;
– клинико-фармакологическую характеристику основных групп лекарственных препаратов и рациональный выбор конкретных лекарственных средств при лечении основных патологических синдромов ревматических заболеваний и неотложных состояний.
По окончании обучения врач должен уметь:
– пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности;
– выписывать рецепты лекарственных средств, использовать различные лекарственные формы при лечении ревматических заболеваний, исходя из особенностей их фармакодинамики и фармакокинетики;
– применять основные антибактериальные, противовирусные и биологические препараты;
– оценивать возможные проявления при передозировке лекарственных средств и способы их устранения;
– интерпретировать результаты наиболее распространенных методов функциональной диагностики, применяемых для выявления ревматических заболеваний;
– определять и оценивать результаты ЭКГ, термометрии, спирографии, гематологических показателей;
– отличать в сыворотке крови нормальные значения уровней метаболитов (глюкозы, мочевины, билирубина, мочевой кислоты, молочной и пировиноградной кислот и др.) от патологически измененных, читать протеинограмму и объяснять причины различий;
– трактовать данные энзимологических исследований сыворотки крови;
– анализировать вопросы общей патологии и современные теоретические концепции и направления в медицине;
– обосновывать принципы патогенетической терапии наиболее распространенных ревматических заболеваний;
– обосновать необходимость клинико-иммунологического обследования больного, интерпретировать результаты оценки иммунного статуса по тестам 1-го уровня;
– определить статус пациента: собрать анамнез, провести опрос больного и/или родственников, провести физикальное обследование пациента (осмотр, пальпация, аускультация, измерение артериального давления, определение свойств артериального пульса и т. п.);
– оценить состояние пациента для принятия решения о необходимости оказания ему медицинской помощи; провести первичное обследование систем и органов;
– установить приоритеты для решения проблем здоровья пациента: критическое (терминальное) состояние, состояние с болевым синдромом, состояние с хроническим заболеванием, состояние с инфекционным заболеванием, инвалидность;
– наметить объем дополнительных исследований в соответствии с прогнозом болезни, для уточнения диагноза и получения достоверного результата;
– определить по рентгенограмме наличие патологического процесса в суставах или экстраартикулярных тканях;
– подобрать индивидуальный вид оказания помощи для лечения пациента в соответствии с ситуацией: первичная помощь, скорая помощь, госпитализация;
– сформулировать клинический диагноз;
– разобрать план терапевтических действий, с учетом протекания болезни и ее лечения;
– сформулировать показания к избранному методу лечения с учетом этиотропных и патогенетических средств, обосновать фармакотерапию у конкретного больного при основных патологических синдромах ревматических заболеваний;
– определить путь введения, режим и дозу лекарственных препаратов, оценить эффективность и безопасность проводимого лечения;
– применять различные способы введения лекарственных препаратов;
– поставить предварительный диагноз – синтезировать информацию о пациенте с целью определения патологии и причин, ее вызывающих;
– наметить объем дополнительных исследований в соответствии с прогнозом болезни, для уточнения диагноза и получения достоверного результата;
– использовать в лечебной деятельности методы первичной и вторичной профилактики (на основе доказательной медицины), устанавливать причинно-следственные связи изменений состояния здоровья от воздействия факторов среды обитания;
– заполнять историю болезни, выписать рецепт.
По окончании обучения врач должен владеть:
– навыками постановки предварительного диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей организма;
– основами врачебных диагностических и лечебных манипуляций по оказанию первой врачебной помощи; – навыками применения лекарственных средств, реабилитации и профилактике ревматических заболеваний;
– правильным ведением медицинской документации;
– методами общеклинического обследования;
– интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики;
– алгоритмом развернутого клинического диагноза;
– алгоритмом постановки предварительного диагноза с последующим направлением пациента к соответствующему врачу-специалисту;
– основными врачебными диагностическими и лечебными мероприятиями по оказанию первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях.
Повышение квалификации по специальности Ревматология, 144 часа.
Категория слушателей: высшее образование – специалитет по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия». Подготовка в ординатуре по специальности «Ревматология». Профессиональная переподготовка по специальности «Ревматология» при наличии подготовки в интернатуре/ординатуре по одной из специальностей: «Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Педиатрия», «Терапия» (Приказ Министерства здравоохранения РФ от 8 октября 2015 г. N 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки»).