Цель программы: получение новых теоретических и практических знаний, освоение новых современных методов решения профессиональных задач, формирования и закрепления на практике новых профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности в области музейного дела.
Планируемые результаты обучения слушателей. Слушатели, прошедшие обучение по программе, должны
Знать:
- нормативно-правовые основы музейного дела;
- о месте музея и его роли в социокультурном пространстве;
- о функциях и назначениях современных музеев;
- методы построения музейной экспозиции;
- особенности работы музеев;
- правила организации экскурсионных групп и маршрутов;
- методику комплектования музейного пространства и фондов;
- особенности экскурсионной методики;
- критерии и структуру экскурсии;
- технологию подготовки к экскурсии;
- приемы составления научных обзоров;
- порядок проведения экспертизы культурных ценностей и экспертизы музейных предметов, включенных в состав музейного фонда;
- порядок включения музейных предметов в состав музейного фонда;
- порядок первичного учета музейных предметов;
- порядок исключения музейных предметов из состава музейного фонда;
- порядок организации доступа граждан к музейным предметам.
Уметь:
- свободно ориентироваться в музейной терминологии;
- определять условия создания и становления музеев в России в любой исторический период и перспективы их дальнейшего развития;
- правильно пользоваться музейной терминологией;
- работать с основной документацией на стадии комплектования материалов;
- пользоваться терминологией и правильно заполнять документацию при проектировании выставки;
- работать в группе, суммировать сходство идей и учитывать разницу позиций при создании проекта выставки;
- учитывать возраст будущих экскурсантов при написании текста экскурсии, уметь адаптировать текст;
- ориентироваться в экспозиционно-выставочном пространстве;
- строить коммуникацию, вести диалог со слушателями.
Владеть:
- навыками планирования и организация научно-исследовательской деятельности в музее;
- навыками организации фондовой работы музея;
- навыками комплектование фондов музея;
- основами научной методики комплектования фондов;
- навыками работы с учетной документацией;
- основами проектирования музейной композиции;
- новыми технологиями в музейном проектировании;
- основными принципами художественного проектирования музейных экспозиций;
- навыками организации организационно-массовой работы музеев;
- методикой работы в рамках музейной педагогики;
- методикой работы в рамках музейного менеджмента и маркетинга.
Учебный план
Профессиональная переподготовка по программе "Музейное дело", 502 часа.
Модуль 1. МУЗЕЕВЕДЕНИЕ — НАУКА О МУЗЕЕ. НАУЧНАЯ ОСНОВА МУЗЕЙНОГО ДЕЛА. 1.1. Музееведение. Понимание термина. Музееведение в системе наук 1.2. Предмет исследования музееведения 1.3. Методы музееведения 1.4. Язык науки. Структура музееведения 1.5. Теория музейного дела 1.6. Музейное источниковедение 1.7. Прикладное музееведение 1.8. Музейная сеть и классификация музеев 1.9. История музеев как составная часть музееведения.
Модуль 2. ИСТОРИЯ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА. 2.1. Формирование музееведческой мысли 2.2. Протомузеи в древнем мире и в эпоху средневековья 2.3. Зарождение музеев в эпоху возрождения и просвещения: кунсткамеры и университетские музеи 2.4. Королевские музеи Европы 2.5. Музеи Европы в конце XVIII — начале XX вв. 2.6. Первые всемирные выставки и формирование просветительской миссии музея 2.7. Новые типы музеев XIX–XX вв. 2.8. Современные концепции музейного строительства 2.9. Новые тенденции в музейном мире конца XX — начала XXI вв.
Модуль 3. МУЗЕЙ И НАСЛЕДИЕ 70 6 0 10 3.1. Культурное и природное наследие как объект охраны 3.2. Система охраны культурного и природного наследия 3.3. Порядок проведения экспертизы культурных ценностей и экспертизы музейных предметов, включенных в состав Музейного фонда, а также порядок организации Министерством проведения экспертизы бесхозяйственно содержимых собственниками музейных предметов 3.4. Порядок включения музейных предметов в состав Музейного фонда 3.5. Порядок первичного учета музейных предметов 3. 6.Порядок исключения музейных предметов из состава Музейного фонда 3. 7. Порядок уведомления собственниками музейных предметов, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда, Министерства о сделках, подлежащих регистрации в Реестре сделок с музейными предметами 3. 8. Порядок передачи при ликвидации государственных и муниципальных музеев, иных государственных и муниципальных организаций музейных предметов 3. 9. Порядок организации доступа граждан к музейным предметам.
Модуль 4. МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 4.1. Музеи как исследовательские центры 4.2. Перечень должностей, относимых к основному персоналу по виду экономической деятельности "Деятельность музеев" 4.3. Профстандарты в музейном деле 4.4. Планирование и организация научно - исследовательской деятельности 4.5. Основные направления фондовой работы музея 4.6. Комплектование фондов музея 4.7. Организация работы по комплектованию 4.8. Основы научной методики комплектования фондов 4.9. Учет музейных фондов как основа научной документации музейных памятников 4.10. Учет фондов и учетная документация 4.11. Хранение музейных фондов 4.12. Реставрация и консервация музейных предметов 4.13. Система хранения музейных фондов 4.14. Музейная экспозиция: основы проектирования 4.15. История становления и развития методов проектирования экспозиций 4.16. Новые технологии в музейном проектировании 4.17. Организация работы над экспозицией 4.1 8. Основные принципы художественного проектирования музейных экспозиций 4.1 9. Организационно-массовая работа музеев 4.20. Музейная педагогика 4.2 1. Виды и формы образовательно-воспитательной работы музеев 4.2 2. Музейные здания. История и эволюция строительства 4.2 3. Информатизация в музее: история, современное состояние, перспективы 4.2 4. АИС в музее 4.2 5. Музей и открытое информационное общество 4.2 6. Менеджмент в музейной деятельности 4.2 7. Маркетинг в учреждениях музейного типа.
Модуль 5. РОССИЙСКИЕ МУЗЕИ. 5.1. Источники и литература по истории российских музеев 5.2. Формирование собраний памятников искусства и старины в России в XIII–XVIII вв. 5.3. Музеи и частные собрания России XVIII–первой половины XIX в. 5.4. Музейное дело в России во второй половине XIX–начале XX в. 5.5. Музеи СССР и сохранение культурного наследия в 1920–1930-е гг. 5.6. Российские музеи в годы Великой отечественной войны 5.7. Музейное строительство в СССР во второй половине 1940–1980-х гг. 5.8. Современное состояние и перспективы развития музейной сферы в России.
Преимущества обучения
Персонализированный подход к каждому клиенту
Новейшие технологии обучения
Экспертный преподавательский состав
Оперативная и адекватная техническая поддержка
Удобный образовательный портал
Возможность оплаты в рассрочку