Цель программы: совершенствование имеющихся теоретических и практических знаний в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов для предотвращения нарушений, обеспечения и защиты прав и законных интересов детей, их социальных и иных государственных гарантий, включая установленные в международных договорах и соглашениях, с участием Российской Федерации, осуществляет надзор за деятельностью опекунов и попечителей.
В результате освоения программы слушатели должны знать:
- нормы международного права, законодательство Российской Федерации в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов детей, профилактики социального сиротства, семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- приоритеты государственной политики в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, развития семейных форм их устройства, организации деятельности, в том числе реформирования и реструктуризации системы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- формы защиты прав ребенка, нуждающегося в помощи государства;
- основы возрастной психологии, психологии общения, социальной психологии;
- причины, признаки, критерии детского и семейного неблагополучия;
- психологию девиантного и делинквентного поведения (алкоголизации, наркомании, конфликта с законом, жестокости, агрессии и других форм девиантного и делинквентного поведения);
- основы психологии депривации, привязанности;
- особенности воспитания и развития детей в условиях институционализации;
- основы конфликтологии и технологии разрешения конфликтов (медиации);
- основы педагогики, воспитания;
- педагогику и психологию детско-родительских отношений;
- социально-психологические особенности развития выпускников и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- основы и особенности социализации и адаптации выпускников различных категорий в постинтернатный период;
- основные медицинские термины и понятия (понимать последствия заболеваний для развития ребенка, влияние наследственных и генетических факторов на состояние здоровья и развития ребенка, последствия жестокого обращения и насилия);
- инфраструктуру социальной защиты детства;
- принципы организации профессионального сопровождения семей;
- инфраструктуру помощи и поддержки семей, услуги, предоставляемые семьям различными организациями;
- специфику работы социозащитных учреждений, реабилитационной работы;
- технологии и методы работы с неблагополучными семьями;
- основания для признания ребенка нуждающимся в помощи государства и оставшимся без попечения родителей;
- порядок устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, виды деятельности (услуг), осуществляемые этими организациями, порядок обследования ребенка, основания принятия решения по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в зависимости от видов деятельности (услуг), осуществляемых организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требования к условиям пребывания в указанных организациях;
- требования к проведению проверок условий жизни подопечного и оформлению их результатов;
- основы работы государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;
- формы материальной и нематериальной поддержки граждан, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- права и обязанности родителей и детей;
- основания отнесения детей и семей к категориям “находящийся в трудной жизненной ситуации” и “находящийся в социально опасном положении”;
- основания (показатели и критерии) для немедленного отобрания ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью;
- правовые основания ограничения родителей в родительских правах и лишения родительских прав;
- правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах;
- правила заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного;
- правила создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье;
- правила осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей;
- правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации;
- форму отчета опекуна или попечителя о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом;
- особенности осуществления и защиты жилищных прав несовершеннолетних граждан;
- принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
В результате освоения программы слушатели должны уметь:
- анализировать законодательство и применять на практике нормативные правовые акты;
- устанавливать доверительные отношения с лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- разрешать конфликты, содействовать их разрешению;
- консультировать родителей по различным вопросам функционирования семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- оценивать потребности ребенка, условия, необходимые для его развития и воспитания;
- выявлять проблемы, возникающие в семье, и способствовать их разрешению;
- организовывать и проводить проверки организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- проверять соблюдение прав и законных интересов воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- выявлять признаки пренебрежения нуждами ребенка со стороны родителей;
- составлять договоры в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
- составлять запросы, акты проверок, планы по защите прав несовершеннолетнего, проекты распорядительных документов, правовых актов;
- формировать личное дело подопечного, вести и хранить его.
Учебный план
Профессиональная переподготовка по специальности Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, 620 часов.
Модуль 1. Законодательно-нормативная база в сфере семейной политики и защиты прав несовершеннолетних. 1.1. Нормативно-правовые документы в сфере семейной политики и прав ребенка. 1.2. Основные направления государственной демографической и семейной политики в Российской Федерации. 1.3. Национальные стандарты РФ в сфере социального обслуживания населения. 1.4. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ. 1.5. Федеральный закон об опеке и попечительстве 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ. 1.6. Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» от 16.04.2001 N 44-ФЗ. 1.7. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 N 120-ФЗ. 1.8. Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 N 81-ФЗ.
Модуль 2. Социально-педагогическая деятельность. 2.1. Нормативно-правовые основы социально-педагогической деятельности в РФ. 2.2. Социальная политика государства и социальная работа. 2.3. Социально-педагогическая защита и поддержка детства. 2.4. Профессиональный стандарт от 18.11.2013 N 680н «Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних».
Модуль 3. Основы социальной педагогики и методики социально-педагогической деятельности. 3.1. Социальная педагогика. 3.2. Сущность семьи как малой группы. Социализация личности в семье. 3.3. Социально-педагогическая деятельность с детьми в системе социальной защиты населения и социального обслуживания. 3.4. Социально-педагогическая деятельность с детьми-сиротами, оставшимися без попечения родителей. 3.5. Методика социально-педагогической работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями.
Модуль 4. Технология работы с семьей. 4.1. Основы социальной работы с семьей. 4.2. Этика и деонтология социальной работы с семьей. 4.3. Основные технологии социальной работы с семьей и детьми. 4.4. Работа с семьей, находящейся в социально опасном положении. 4.5. Работа с подростками девиантного поведения. Предпосылки девиации. 4.6. Работа социального педагога с несовершеннолетними правонарушителями. 4.7. Организация и воспитание ребенка в замещающей семье.
Модуль 5. Организация деятельности по выявлению разных типов семей и семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. 5.1. Организация и оказание всесторонней поддержки и адресных услуг семьям с детьми. 5.2. Активизация потенциала семей с детьми, поддержка их ресурса. 5.3. Осуществление и восстановление внутрисемейных связей, организация и проведение подготовки ребенка к возврату в кровную семью или устройству в замещающую семью. 5.4. Мониторинг социокультурного окружения и условий жизни различных типов семей, планирование программ оказания разных видов помощи и поддержки с целью преодоления риска социального неравенства. 5.5. Разработка социальных проектов и внедрение их в работу с разными типами семей на межведомственной основе.
Цикл специальных дисциплин.
Модуль 6. Семейное право. 6.1. Теоретические основы семейного права. 6.2. Права и обязанности родителей и детей. 6.3. Правые формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Модуль 7. Опека и попечительство. 7.1. Теоретические основы развития опеки и попечительства. 7.2. Особенности организации опеки и попечительства над несовершеннолетними. 7.3. Методы социальной работы в системе организации опеки и попечительства.
Модуль 8. Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан. 8.1. Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах. 8.2. Правила осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 8.3. Правила заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного. 8.4. Правила создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье. 8.5. Правила осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей. 8.6. Правила ведения личных дел несовершеннолетних подопечных. 8.7. Форма отчета опекуна или попечителя о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом.
Преимущества обучения
Персонализированный подход к каждому клиенту
Новейшие технологии обучения
Экспертный преподавательский состав
Оперативная и адекватная техническая поддержка
Удобный образовательный портал
Возможность оплаты в рассрочку