Профессиональная переподготовка по программе "Социальная психология", 502 часа.
Модуль 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПСИХОЛОГА. Понятие социальной сферы, её состав и роль в экономическом развитии общества. Требования к профессиональной компетенции психолога в социальной сфере.
Модуль 2. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ. Психология как наука. Предмет психологии. Естественнонаучные основы психологии. Психология на современно этапе и ее связь с другими науками. Принципы, задачи и структура современной психологии. Методы психологических исследований. Деятельность. Общее понятие о деятельности. Структура деятельности. Освоение деятельности. Основные виды деятельности. Личность. Понятие о личности. Структура личности. Активность, направленность и самосознание личности. Внимание. Внимание как общий компонент всех психических процессов. Физиологические основы внимания. Виды внимания. Свойства внимания. Развитие внимания школьников Ощущение. Ощущение как источник познания. Рефлекторная природа ощущений. Виды ощущений. Классификации ощущений. Свойства ощущений. Восприятие. Восприятие как перцептивная деятельность. Эмпирические характеристики восприятия. Классификации восприятия. Память. Понятие о памяти. Теории памяти. Память и деятельность личности. Физиологические основы памяти. Виды памяти. Процессы памяти. Индивидуальные особенности памяти. Мышление. Общее понятие о мышлении. Основные особенности мышления. Мышление и решение задач. Операции мышления. Формы мышления. Виды мышления. Способы активизации мышления. Воображение. Понятие о воображении. Способы создания образов воображения. Виды воображения. Чувства. Понятие о чувствах. Физиологические основы чувств. Формы переживания чувств. Виды чувств. Высшие чувства. Характер. Понятие о характере. Типы характеров. Структура характера.
Модуль 3. ОСНОВЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ. Основные понятия возрастной психологии. Предмет и задачи возрастной психологии. Закономерности, динамика психического развития и формирования личности в онтогенезе. Периодизации психического развития. Детская психология (психология дошкольника). Периодизация психического развития дошкольника. Особенности психического развития в младенческом и раннем возрасте. Психическое развитие в дошкольном детстве. Особенности развития шестилеток и готовность ребенка к обучению в школе. Психология младшего школьника. Общая характеристика младшего школьного возраста. Особенности учебной деятельности младших школьников. Развитие познавательных процессов и эмоциональное волевой сферы младших школьников. Психология подростка. Биологические и социальные факторы развития подростка. Психологические новообразования подросткового возраста. Развитие познавательных процессов в подростковом возрасте. Психология юности. Понятие юности и ее возрастные границы. Развитие самосознания и особенности интеллектуальной деятельности в юношеском возрасте. Общение в жизни старшеклассников. Самоопределение как центральное новообразование ранней юности. Цикл специальных профессиональных дисциплин.
Модуль 4. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Становление и развитие социальной психологии Предмет социальной психологии. Определение круга проблем, изучаемых социальной психологией, и основные точки зрения на ее предмет. История развития социальной психологии за рубежом. Первые попытки разработки социально-психологических теорий во второй половине XIX – начале XX в. Основные идеи «Психологии народов» М. Лацаруса и Г. Штейнталя, В. Вундта. Концепция подражания Г. Тарда «Психология масс» Г. Лебона, «Теория инстинктов социального поведения» У. Макдугалла. Основные этапы развития социально-психологических идей на Западе. История отечественной социальной психологии. Период экспериментального развития социальной психологии в XX в. Исследования В.М. Бехтерева. Социальная психология и идеология. Социальная психология и педагогика (С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В.Н. Сороко-Россинский). Становление советской социальной психологии в 50–90-х гг. ХХ в. Российская современная социальная психология. Теоретические и прикладные задачи социальной психологии. Структура социальной психологии и характеристика составляющих ее частей. Роль и значение социальной психологии в решении современных проблем человека и общества. Основные функции фундаментальной, прикладной и практической социальной психологии. Социальная психология личности Проблемы личности в социальной психологии. Личность как предмет изучения социологии, общей и социальной психологии. Специфика социальной психологии личности. Основные подходы к изучению социального поведения человека. Социализация личности. Понятие социализации. Задачи социализации. Первичная и вторичная социализация. Подходы к определению основных этапов социализации Э. Эриксона, Ч. Кули и А.В. Петровского. Стадии процесса социализации с позиций деятельностного принципа. Основные механизмы социализации. Социальная установка и реальное поведение. Понятие социальной установки («аттитюда»). Традиции и этапы изучения социальных установок (исследования Д.Н. Узнадзе, У. Томаса и Ф. Знанецкого, Г. Олпорта, М. Смита). Структура социальной установки, функции социальных установок в регуляции социального поведения личности. Соотношение социальных установок и реального поведения (парадокс Ла Пьера). Изменение социальных установок: бихевиористский и когнитивистский подходы. Психология общения Понятие общения. Виды и функции общения. Общие характеристики общения. Предмет изучения психологии общения. Непосредственное, опосредованное, межличностное и массовое общение. Императивное, манипулятивное и диалогическое общение. Манипулятивные системы. Правила диалогического общения. Функции общения с точки зрения развития личности (О.В. Филатова, Е.В. Андриенко, Н.В. Гришина, Е.И. Рогов). Функции человека как субъекта общения (В.Н. Панферов). Перцептивный аспект общения. Понятие социальной перцепции; социальная перцепция как познание другого человека. Механизмы межличностного и межгруппового восприятия. Эффекты восприятия Коммуникативный аспект общения. Схема коммуникации. Признаки и виды коммуникации, функции языка и речи, нормы речевого общения. Невербальная коммуникация: основные знаковые системы, функции невербальных средств общения. Понятие «коммуникативный барьер». Виды коммуникативных барьеров. Понятие психологического влияния. Виды влияния и противостояния влиянию. Критерии конструктивного психологического влияния. Теория нейролингвистического программирования: модальная (репризентативная) система; этапы эффективного общения. Влияние пространства и времени на уровень и глубину общения — хронотип. Интерактивный аспект общения. Сущность интеракции. Психологическая совместимость. Уровни совместимости. Структура взаимодействия. Признаки совместной деятельности. Стили поведения по отношению к партнерам. Типы взаимодействий. Теории взаимодействия (Т. Парсон, Дж. Хоманс, Я. Щепаньский, К. Хорни, Э. Гоффман, У. Шутца, Р. Бейлз, Э. Берн.) Межличностный конфликт. Определение конфликта и его компонентов. Виды социальных конфликтов. Конструктивные и деструктивные последствия межличностного конфликта. Психология больших групп Психология больших устойчивых групп. Признаки больших групп. Структура большой группы. Методы исследования больших социальных групп. Этапы развития больших устойчивых социальных групп. Социальные классы: определение, структура психологии класса, модель классовой структуры. Этносы и нации: структура этноса, национальный характер, национальное сознание и самосознание. Психология стихийных групп. Публика. Масса: виды масс, основные качества массы. Толпа: определение, классификация толпы. Механизмы образования толпы: слухи и эмоциональное кружение. Классификация слухов. Факторы возникновения и распространения слухов. Предмет и история этнопсихологии. История развития этнопсихологии. Три ветви этнопсихологии: emic– и etic– подходы и психология межэтнических отношений. Этническая картина мира и ее изменение. Этническая картина и менталитет. Модели изменения традиционного сознания: эволюционное изменение традиционного сознания, смена внутренних альтернатив в традиционном сознании, изменение традиционного сознания, вызванное катастрофами. Этнокультурная вариативность социализации. Социализация и инкулътурация. Исследования М. Херсковица. Детство и зрелость – два этапа инкультурации. Культурная трансмиссия. Три вида трансмиссии. Межкультурная коммуникация. Понятие межкультурной коммуникации. Межкультурная коммуникация как общественный феномен. Принципы знаковой межкультурной коммуникации. Межкультурные различия. Прикладной аспект этнопсихологии. Культурные различия в системах ценностей, выявленные Ф. Клукхоном и Ф. Шродбеком. Параметры культурно обусловленных коммуникативных различий Э. Холла. Четыре культурных противопоставления, описанные Г. Хофстеде.
Модуль 5. ПСИХОЛОГИЯ МАЛЫХ ГРУПП. Общие положения о малых группах. История исследования малых групп. Признаки малой группы. Структура малой группы. Положение индивида в группе. Социально-психологические параметры малой группы. Социальное влечение (аффилиация) и принадлежность к группам. Теоретические исследования причин социального влечения. Биологический подход. Теории приобретенной социальности. Экспериментальные исследования причин социального влечения. Стресс и социальная поддержка. Паттерны групповости и социальные связи. Формирование группы. Модель группообразования. Процесс членства в группе. Базовые принципы функционирования групп. Стадии социализации в группе. Социальные группы. История исследования групп в социальной психологии. Определение группы. Проблема типологии групп. Современные классификации. Состав и размер группы. Структура группы. Роль, ролевые ожидания и статус. Роль лидера. Модели ситуационного лидерства. Групповые нормы. Коммуникация в группе. Социальное влияние в группах. Влияние других людей. Влияние зрителей. Теория конфликта внимания. Ситуация со-деятельности. Психология групповой деятельности. Процессуальные потери при групповой деятельности. Психологические парадоксы «мозгового штурма». Типология групповых задач И. Стайнера.
Модуль 6. ПСИХОЛОГИЯ КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ. Предмет и задачи кризисной психологии. Система основных понятий кризисной психологии. Кризисное событие. Психобиографический подход к изучению жизненного пути личности. Психическая травма. Психологическое содержание переживания. Скорбь как процесс переживания. Стратегии преодоления психологической травмы. Антропологическая катастрофа. Антропологическая катастрофа как потеря личностной целостности. Принцип Декарта. Принцип Кафки – принцип третьего “К”. Экзистенциальное направление в психологии как теоретическое основание кризисной психологии. Основные положения экзистенциальной психологии. Экзистенциальный анализ. Характеристика экзистенциональных тревог. Тревога судьбы и смерти. Тревога вины и осуждения. Тревога пустоты и отсутствия смысла. Взаимосвязь страха и тревоги. Психотерапевтическая теория невротической тревоги. Основы логотерапия. Характеристика смысла. Система ценностей осмысленной жизни. Учение о свободе воли. Экзистенциальный вакуум. Логотерапевтическая теория неврозов. Методы помощи человеку в ситуации ноогенного невроза. Теория посттравматического стрессового расстройства. История создания теории. Этиология. Симптоматика. Эпидемиология. Анализ методов диагностики. Психологические последствия продолжительных издевательств. Психологические последствия терроризма. Переживание детьми горя. Общая характеристика переживания детьми горя. Фазы детского горя. Возрастные особенности переживания горя. Самосознание и проблемы, возникающие в горе. Стратегия и методология психотерапевтической помощи в кризисной ситуации. Фундаментальные принципы психологической помощи. Подходы к коррекции травматического стресса. Сущность стратегического (превентивного) подхода. Программы кризисной интервенции, психологической помощи и поддержки. Психологический дебрифинг. Аутодебрифинг. Индивидуально-групповой вариант дебрифинга. Психобиографический дебрифинг. Программа преодоления психических травм детства. Общая характеристика метода «группа поддержки». Группа поддержки ребенку в горе. Группа поддержки взрослым в горе.
Модуль 7. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Общая характеристика педагогической психологии. История становления педагогической психологии и ее связь с другими отраслями психологии. Принципы, задачи и структура педагогической психологии. Методы исследования в педагогической психологии. Образование в контексте педагогической психологии. Многоаспектность образования. Образование как система. Тенденции развития современного образования. Основные направления обучения. Популярные концепции обучения. Личностно-деятельностный подход в организации образования. Учебная деятельность. Общая характеристика учебной деятельности. Предметное содержание учебной деятельности. Внешняя структура учебной деятельности. Учебная мотивация. Общая характеристика усвоения как центрального звена учебной деятельности. Навык в процессе усвоения. Самостоятельная работа как высшая форма учебной деятельности. Соотношение обучения и развития. Воспитание. Цели воспитания. Средства и методы воспитания. Институты воспитания.
Модуль 8. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ. Психосоциальная работа: ее специфика и роль в системе социальной работы. Психосоциальная работа: понятие, задачи, функции, формы и методы, роль в системе социальной работы. Понятие «социального неблагополучия и его факторы. Трудная жизненная ситуация: научные подходы к пониманию и виды. Соотношение понятий «содержание», «методика», «технология» и «техники» психосоциальной работы. Психологическая характеристика представителей разных групп населения как объектов психосоциальной помощи. Дезадаптированная личность как объект психосоциальной работы. Аддиктивность как объект психосоциальной работы. Агрессия и агрессивность как объект психосоциальной работы. Инвалидизированная личность как объект психосоциальной работы. Вынужденные переселенцы и пострадавшие в результате локального вооруженного конфликта как объекты психосоциальной работы. Психические травмы детства как объект психосоциальной помощи. Поддержка родителей детей с особыми потребностями. Психология социальной работы с детьми – социальными сиротами. Психологическая помощь людям пожилого возраста. Основные методы психосоциальной работы. Психологические методы в системе социальной работы. Содержание и специфика психологического консультирования в системе социальной работы. Дистантное консультирование. Психотерапия как направление психосоциальной работы. Социально-психологический тренинг как метод практической психологии. Содержание и методика психосоциальной работы в организациях и учреждениях различных ведомств. Психосоциальная работа с семьей. Психосоциальная помощь личности в ситуации кризиса. Психосоциальная помощь личности с психологической травмой. Психосоциальная работа с инвалидами и лицами, страдающими психическими расстройствами. Психосоциальная профилактика и реабилитация лиц с аддиктивным поведением. Психосоциальная работа в пенитенциарных учреждениях. Психологическая помощь безработными: виды, формы и методы социально-психологической поддержки безработных.
Модуль 9. ПСИХОЛОГИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ. Введение в психологию экстремальных ситуаций. Катастрофа, экстремальная ситуация, чрезвычайная ситуация, кризис: определение, классификация, соотношение понятий. Понятия чрезвычайной, экстремальной и кризисной ситуации. Влияние экстремальных ситуаций на человека. Субъекты экстремальной ситуации. Стресс в жизни человека. Стресс: история изучения и современные представления. Кривая развития стрессовой ситуации. Понятие стрессоустойчивости. Психофизиология стресса, или как работает организм при возникновении стрессовой ситуации. Психология стресса. Влияние стресса на жизнь человека. Экстренная психологическая помощь. Травматический стресс. Экстренная психологическая помощь. Организационные аспекты оказания экстренной психологической помощи в чрезвычайных ситуациях. Отсроченные реакции на травматический стресс. Посттравматическое стрессовое расстройство.
Модуль 10. КОНЦЕПЦИИ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ. Классический психоанализ Зигмунда Фрейда (1856-1939). Аналитическая психология Карла Густава Юнга (1875-1961). Индивидуальная психология Альфреда Адлера (1870-1937). Гуманистически-ориентированное консультирование. Гештальттерапия. Бихевиорально-ориентированное консультирование. Нейролингвистическое программирование.